Маша Дрезнина. Тайна цвета и красок

По материалам выставки «Каждый ребёнок художник», проходившей в феврале 2009 г. в «Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»».

 

Красивый пейзаж обнимают крылья ангелов. Так думается в присутствии работ Маши Дрезниной – лёгких, непринуждённых, стремительных. Слой краски иногда прозрачен, едва прикрывает грунт, благодаря чему работа светится изнутри.
Речь действительно идёт о быстром и энергичном письме. Движение её кисти в некоторых случаях почти манерно – если бы не точность и достаточность каждого прикосновения. Одно из важнейших впечатлений – ритмично повторяющиеся параллельные мазки, удары кисти – наводит на мысль о спонтанно сложившихся композициях. Но это не так. Маша подолгу изучает внутреннюю логику каждого мотива. Чаще всего она пишет Гурзуф – цветущие деревья и кипарисы на фоне гор, либо Тарусу и соседнюю деревню Почёво – увиденные восхищённым глазом фрагменты природы средней полосы. Стремительность письма в том и другом случае только обостряет, усиливает определённость и ясность цветовых решений.
Таким образом, как и цвет, который оказывается найденным, продуманным и осмысленным заранее – выношенным, ритм письма является одним из важнейших средств этой живописи. Ритм этот свободен и разнообразен, роднит письмо Маши Дрезниной с музыкой и танцем, сложением тщательно отобранных слов в поэзии. Вместе с тем он предельно рационален в том смысле, что исключает лишнее, изгоняет второстепенное. Нередко монотонное закрашивание одного фрагмента оборачивается взрывом энергии в результате столкновения, сведения с соседним деловито закрашенным участком холста или листа.
Внезапно и, кажется, предельно просто, из нескольких движений кисти возникает манящее, глубокое, завораживающее пространство, с которым не хочется расставаться. Это пространство наполнено цветом – оно и есть цвет, пульсирующий, живой во всей его неуловимости и своеволии. И здесь нельзя отделить игру природы от игры художника, пробующего цветовые ряды и раскладки, как пианист-виртуоз последовательности клавиш.
Неправильно было бы сказать, что техника Маши Дрезниной лаконична, не достаточно определить её, как своеобразный поэтический минимализм, неожиданно отсылающий к средневековой китайской живописи и японской гравюре. Минимализм этот щедр и крепко связан с натурой, в его основе чуткое понимание пространственной сути цветового пятна…
По образованию и внутреннему ощущению Маша – Мария Григорьевна Дрезнина художник театральный. Она закончила Театральное отделение Суриковской академии, мастерскую академика Михаила Михайловича Курилко-Рюмина.
Для художников театра в силу профессии, предполагающей решение комплекса задач, связанных с реализацией постановки в целом, эскиз, то, что выходит из-под его кисти и карандаша, далеко не всегда становится самодостаточным произведением. Эта промежуточность, эскизность и сухость, прикладной, вспомогательный характер работ театральных художников часто не позволяет насладиться их живописью и графикой в полной мере.
Но о работах Маши Дрезниной, показанных на выставке, этого сказать нельзя. Элементы театральности, безусловно, угадываются в своеобразной летящей манере, обобщённости решений, но и успешно преодолены в завораживающей живописной стихии плоскостей и каллиграфии линий.
О том, что пейзаж и любое самодостаточное произведение может возникнуть почти из ничего – из нескольких пятен акварели, растёкшихся по мокрой бумаге, убедительно повествуют работы детей, с которыми Мария Григорьевна занимается в студии «Мусейона», созданного при Музее изящных искусств. Сам «Мусейон» – место замечательное, поскольку, хотя и находится в отдельном здании, теснейшим образом связан с работой ГМИИ им. А.С. Пушкина. Здесь, в новом здании в Колымажном переулке располагается КЮИ – клуб юного искусствоведа, удобные современные студии для занятий, удобное выставочное пространство.
Музей, создававшийся в своё время как учебная база при Московском университете, продолжает находить новые формы просветительской деятельности. «Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»» – удачный современный проект, открывший широкое поле для реализации творческих замыслов искусствоведов, художников, психологов.
Выставка Марии Дрезниной с говорящим названием «Каждый ребёнок художник» – первая из запланированных в «Мусейоне» экспозиций. Художники – преподаватели студий – покажут свои работы в контексте детских опытов. Или, скорее, работы учеников будут представлены в рамках собственного творчества преподавателей.
Как бы то ни было, основная идея, которая следует из названия выставки и которую Мария Григорьевна стремится донести до зрителей: нельзя сказать, кто важнее в процессе обучения – учитель или ученики.

- На занятиях происходят удивительные вещи, – рассказывает Мария Григорьевна, – дети раскрываются самым неожиданным образом. В конечном счёте, важны не сами рисунки, о которых можно говорить бесконечно много, среди них есть настоящие шедевры, – главное происходит в области коммуникации, на уровне человеческих отношений. Моя задача правильно организовать процесс и не мешать им, не навязывать готовые схемы и алгоритмы, всё остальное дети сделают сами. Приоритеты внутри группы, естественная иерархия, которая имеет место в любом сообществе, постепенно начинают выстраиваться в связи с творчеством, вокруг того, чем мы занимаемся. В процесс вовлекаются и родители, они вспоминают своё детство и те творческие импульсы, которые были у них, но по стечению обстоятельств не получили развития.

Маша ведёт меня по выставке, которая составлена из многих частей. Здесь её полноцветная живопись окружена детскими рисунками-упражнениями, коллажами, маленькими рисуночками-набросками. Разделы посвящены работе с цветом, с линией и пятном, работе с формой. В ход идут обрезки и обрывки бумаги, воздвигаются лёгкие конструкции мостов над карандашными водами, свиваются причудливые узоры линий, мокрая бумага открывает свои секреты, превращая капли акварели в зрелище космического масштаба. Бегут кисточки, ставятся пухлые точки, простой карандашик намечает контуры предметов, ещё висящих в воздухе, ещё не знакомых с гравитацией. Со всеми этими чудесами соседствуют потрясающие по тонкости инсталляции педагога «Делаю коллаж», «Рабочий стол 1», «Рабочий стол 2» и, предваряя, а может быть, венчая экспозицию, – коллективная работа детей 6 и 7 лет «Макет города детства», 2009 г.
Помимо программ, направленных на раскрытие творческого потенциала, в арсенале Марии Григорьевны программы, нацеленные на знакомство с античными памятниками и произведениями, хранящимися в Музее.
На выставке были показаны коллажи, имитирующие мозаику, выполненные в рамках программы «Интерпретация памятников». В качестве образца была взята мозаика римского мастера 13 века «Голова мадонны». Дети работали по памяти, припоминая и подбирая цветовое решение, создавая предварительные эскизы.
Не менее интересной оказалась коллективная работа над большим коллажем по теме «Древние находки». Каждый рисовал античную вазу из собрания древностей, а затем все они были соединены в общее декоративное панно.
Трудно переоценить такое близкое непосредственное знакомство детей с подлинниками. По мысли Марии Дрезниной оно позволяет маленьким художникам почувствовать связь с «большим», музейным искусством, а, может быть, найти и проторить свои тропки к нему.

Приложение

Мария Дрезнина родилась в Москве в семье художников. Училась в Московской средней художественной школе (МСХШ), затем в Государственном художественном институте имени В.И. Сурикова в мастерской театрально-декорационной живописи у М.М. Курилко-Рюмина. Член Московского Союза художников с 1982 г. На протяжении нескольких лет в качестве художника-постановщика и автора костюмов работала в театрах – в Москве, в Пензе, в Вене.
С 1975 года преподавала в художественной студии на Арбате. После окончания института – в Краснопресненской художественной школе, где ей представилась возможность работать по собственной авторской программе с маленькими детьми.
Принцип занятий М. Дрезниной – в интеграции разных видов художественной деятельности, нацеленных на раскрытие личных задатков, развитие воображения и фантазии детей, что помогает сохранить творческую индивидуальность.
Сочетание собственного творчества с работой художника-педагога побуждает к поиску новых идей и решений, которые можно использовать в работе с детьми и в своем творчестве.
В 1995 г. Мария Дрезнина выступает в роли одного из учредителей Международной Ассоциации артпедагогов и арттерапевтов «Метаморфоза». С 2001 года – член профессиональной психотерапевтической лиги, имеет европейский сертификат психотерапевта и консультанта.
М. Дрезнина получила международное признание как автор инновационных художественных программ и социальных проектов для детей и родителей, которые реализуются в детских садах, школах, музеях и центрах реабилитации. В этих проектах все являются равноправными участниками – дети и взрослые, педагоги и родители. В арттерапевтических занятиях и программах принимают участие дети с ограниченными возможностями. Это расширяет их кругозор, повышает самооценку, развивает эмоциональную сферу, помогает адаптироваться в окружающем мире.
В последние годы М. Дрезнина работает в детских центрах психологической помощи.
М. Дрезнина является автором популярных книг-учебников для детей, родителей и педагогов: «Игры на листе бумаги» (Открой в себе художника) 1998, «Каждый ребёнок художник» 2002, «Учимся рисовать» (обучение композиции) 2003, «Навстречу друг другу» (в соавторстве с О. Куревиной. Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) 2007, «Открытки к праздникам руками детей» 2008.



6 марта 2009 г.
Илья Трофимов


на главную
контакты
Hosted by uCoz