Современность по многим причинам настойчиво отучает нас от живой и непосредственной (прямой) реакции на действительность. Старательно подсовывает «умные» гаджеты, вовлекает в социальные сети, подсказывает ответы (причём, самые примитивные), к которым человек не может прийти без всей этой, хорошо организованной «помощи», без всего этого «милого» вмешательства. Заботливо оцифрованная среда беззастенчиво лезет в глаза, хватает за руки, услужливо подсказывает (такие логичные и очевидные, «правильные») решения. В итоге мы перестаём видеть (в буквальном смысле) чудо мира.
И здесь каждый, кто сохраняет оптику, не повреждённую современностью, кто сберёг способность непосредственного общения с природой, кто готов на живой отклик и живое творчество – будет тем, кто удерживает этот мир от окончательного провала в пустоту, в сияющую бездну искусственного рая.
В этом контексте, а именно в нём только имеет смысл рассматривать каждого современного художника, особым содержанием наполняются работы тех, кто не увлечён общим потоком, так часто деструктивным и разрушительным.
Маленькая экспозиция Надежды Башиловой (около 30 работ) проходила в начале февраля 2013 года на Кузнецком Мосту в рамках большой персональной выставки известного театрального художника Нины Ивановны Гапоновой.
Один или два натюрморта, один-два городских пейзажа, один эскиз верхней части иконостаса для храма в Ораниенбауме (Надежда Башилова практикующий архитектор). Всё остальное – акварельные пейзажи, в которых проглядывает вполне очевидная география передвижений по ближним и дальним территориям. Север и юг, живописная Вуокса, до которой рукой подать от Кронштадта, где живёт художник, и урочище Батилиман на южном берегу Крыма – вот крайние точки этих передвижений.
Живопись Надежды Башиловой привлекает внимание отсутствием заученных приёмов. Выразительные средства здесь не получают самостоятельного, гипертрофированного значения. Усилия художника направлены на передачу тонких цветосветовых состояний и пространственных впечатлений.
Блуждающие карандашные линии, перепрописи, добавление гуаши, сбивчивый ритм мелких мазков, крупные заливки по мокрому, резкий контраст и едва заметное прикосновение цветом – всё идёт в ход, включается в неповторимый образ не столько места, сколько состояния места. Надежда Башилова действует в полной отрешённости от сует, одолевающих мир художественный не меньше, чем мир действительный.
7 февраля
Илья Трофимов